Для муниципалитетов, предприятий и жителей территории

Речь идёт об использовании Phenomenon-based learning (PhBL или PhenoBL), когда участники изучают конкретную тему или ситуацию в целом, а не отдельные дисциплины — в отличие от предметно-ориентированного подхода. При таком подходе понимание и изучение ситуации (или уже выделенной проблемы) начинаются с постановки вопросов или задач. Участники формируют запросы, затем в ходе исследования проблемной ситуации и апробации возможных решений происходит осваивание новых компетенций. Такой подход официально утвержден Министерством образования и культуры Финляндии как основной для использования в школах и других образовательных организациях страны.

Явления изучаются как целостные сущности в их реальном контексте, а информация и навыки, связанные с ними, изучаются путем пересечения границ между субъектами. Явления — это целостные темы, такие как человек, Европейский Союз, средства массовой информации и технологии, вода или энергия. Такой подход отличается от традиционной образовательной культуры, разделенной на предметы, где изучаемые области часто делятся на относительно небольшие отдельные части (деконтекстуализация).

Структура, основанная на явлениях, в учебной программе также активно создает лучшие возможности для интеграции различных предметов и тем, а также систематического использования педагогически значимых методов, таких как изучение запросов, проблематизация, проектное обучение и портфолио. Подход, основанный на феноменах, также является ключом к универсальному использованию различных сред обучения (например, в диверсификации и обогащении обучения при использовании сред цифрового (электронного) обучения (elearning)).

Глубокое обучение и понимание — цели обучения, основанного на феноменах

Обучение, основанное на феноменах, начинается с общего наблюдения за целостными, подлинными явлениями реального мира в учебном сообществе. Наблюдение не ограничено одной единственной точкой зрения, вместо этого явления изучаются целостно с разных точек зрения, естественным образом пересекая границы между предметами и объединяя разные предметы и темы. В преподавании, основанном на феноменах, понимание и изучение феномена вместе начинаются с постановки вопросов или постановки задач (например, почему самолет летит и остается в воздухе?). В лучшем случае обучение на основе феноменов — это обучение на основе проблем, когда учащиеся вместе строят ответы на вопросы или проблемы, связанные с интересующим их явлением. Ученики вместе задали проблемы и вопросы — это то, чем ученики искренне интересуются.

Подход, основанный на феноменах, — это «заякоренное» обучение, в котором задаваемые вопросы и вопросы, которые необходимо изучить, естественным образом связаны с явлениями реального мира, а информация и навыки, которые необходимо выучить, могут непосредственно применяться через границы между предметами и за пределами классной комнаты в ситуациях, когда информация и навыки используются.

В процессе обучения новая информация всегда применяется к явлению или решению проблемы, что означает, что теории и информация имеют непосредственную полезную ценность, которая уже очевидна в ситуации обучения. Для усвоения новой информации и глубокого обучения очень важно, чтобы учащиеся применяли и использовали информацию во время учебной ситуации. Информация, полученная только на уровне чтения или теории (например, запомненные физические формулы и правила вычислений без реального контекста или связанных с этим проблем), часто остается поверхностной и отдельной деталью для учащихся, не получая всестороннего понимания информации (и реального мировое явление, стоящее за ним) или усвоение его значения.

Феноменальный подход может значительно повысить достоверность обучения. В этом контексте подлинность завершается тем, что когнитивные процессы учащегося (процессы мышления) являются подлинными — в ситуации обучения когнитивные процессы учащегося, следовательно, соответствуют когнитивным процессам, необходимым в реальной ситуации, где используются информация / навыки. Подлинность является ключевым требованием для передачи и практического применения информации. Часто говорилось, что «вы не можете научиться водить машину, просто используя ручку и бумагу» или что «закрытые тесты только учат отвечать на закрытые тесты — в реальной жизни или на работе нет закрытых тестов, есть только реальное общение».

Теории обучения и педагогические модели, лежащие в основе феноменального подхода в обучении

Отправной точкой обучения, основанного на явлениях, является конструктивизм, в котором учащиеся рассматриваются как активные конструкторы знаний, а информация рассматривается как результат решения проблем, состоящий из «маленьких кусочков» в единое целое, которое соответствует ситуации в который используется в то время. Когда обучение на основе феноменов происходит в совместной обстановке (например, учащиеся работают в командах), оно поддерживает социоконструктивистские и социокультурные теории обучения, в которых информация рассматривается не только как внутренний элемент личности; вместо этого информация рассматривается как формирующаяся в социальном контексте. Центральными вопросами в теориях социокультурного обучения являются культурные артефакты (например, системы символов, такие как язык). В учебных планах подход, основанный на феноменах, поддерживается, в частности, обучением на основе запросов, проблематизацией и проектным обучением, а также их практическим применением.